Городское методическое объединение 
учителей начальных классов
г. Новотроицк
Оренбургской области
Материалы ФГОС
Статистика сайта

Площадка для публикации материалов педагогов

Главная » Статьи » Мои статьи

Из опыта работы "Игровые технологии на уроках математики в начальной школе"
Из опыта работы:
«Использование игровых технологий на уроках математики в начальных классах».
Цель:
Теоретическое обоснование и апробация методики использования игровых технологий как одной из форм организации познавательной деятельности школьников.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности игры.
2.Определить подходы к проблеме исследования.
3.Изучить состояние практики использования игровых технологий в современной школе.
4.Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий.
5.Разработать рекомендации к использованию игровых технологий на уроках математики.
 ОБЪЕКТ исследования - познавательная деятельность школьников на уроках математики.
 ПРЕДМЕТ исследования – игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках математики.
 ГИПОТЕЗОЙ исследования является предположение о том, использования игровых технологий на уроках математики в начальном звене будет способствовать осмысленному усвоению знаний, повышению качества знаний, активизации познавательной деятельности учащихся.
Актуальность
 В настоящее время уделяется большое внимание поиску средств активизации учебного процесса. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Одно из направлений такого поиска связано с разработкой и внедрением учебных игр.
Урок математики не имеет ярко выраженной эмоциональной окраски. Восполнить дефицит эмоциональности способна игра. В игре раскрывается потенциал ребенка. Развиваются такие качества, как сообразительность, находчивость, инициатива, организаторские навыки, инициатива. Преимущества урока- игры перед обычным классическим уроком очевидны. Такой урок несет ту же информационную нагрузку, но по своей эмоциональности несравним с обычным уроком
Теоретическая база
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. НИИ школьных
технологий, 2006
 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации пед. кадров/ Е. С. Полат М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2000 (с.80-83)
 Ремчукова И.Б. Математика:5-8 классы: Игровые технологии на уроках. Учебно – методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ.- Волгоград: Учитель, 2006 год
При каких условиях возможно получение стабильно высоких результатов?
 Применение игровых технологий целенаправленно и в системе.
 Отбор и конструирование игр в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков.
 Использование игры в сочетании с другими формами, методами и приёмами, эффективными при изучении нового материала, закреплении или повторении изученного.
 Чёткая организация игр и игровых моментов.
 Соответствие игры интересам и познавательным возможностям учащихся;
 Достижение преобразующего уровня познавательной деятельности для игр с правилами и творческо- поискового уровня для ролевых и комплексных игр.
Особенности реализации игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий
 1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
 2.Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
 3. Учебный материал используется в качестве ее средства.
 4. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.
5. Успешное выполнение дидактических заданий связывается с игровым результатом
Классификация игр
 1. Настольные игры
 а) кроссворды;
б) лото;
в) чайнворды;
г) домино;
д) игровые кубики;
 Особенностью является наличие игрового правила, в котором заключена игровая задача. Развивают воображение, сообразительность, наблюдательность, учат быстро и логично рассуждать.
 2. Игры-состязания. Применяются как в учебной, так и во внеурочной работе. Важным мотивом игры является мотив коллективного и индивидуального соревнования в игре. Например: КВН.
 3. Викторины. Основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения.
 4. Олимпиады. Широкий круг вопросов, затрагиваемых в олимпиадах, способствует приобщению учащихся к самостоятельной работе.
 5. Ролевые игры. Предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном в содержании ролевой игры ставятся реальные проблемы. Она успешна в том случае, если учащиеся в ходе игры дискутируют, отстаивают свои взгляды.

Вывод
 На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, обобщения опыта работы учителей и своего опыта по рассматриваемой в работе проблемы исследования были сделаны следующие выводы:
 Развитию познавательного интереса к учению способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, т.е. активной познавательной деятельности учащихся.
 Игра как форма обучения и воспитания стимулирует мотивацию учения, влияет на развитие познавательного интереса и активацию познавательной деятельности, тем самым, формируя положительное отношение учащихся к математике, как к учебному предмету.
 Разработка игровых уроков - один из аспектов творчества учителя математики.
 Алгоритм описания игр должен включать: тип и форму, педагогические возможности игры: ориентирование рекомендации по возрастному составу играющих; краткое и поэтапное описание подготовки и хода игры, набор ролей, реквизит.
 Оптимальными игровыми формами для учащихся 3-4 классов при изучении темы являются познавательные и творческие игры в форме соревнований, путешествий, и т.д.
 Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность учащихся к участию в игре.
 Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата.
 Игровое действие должно опираться на знания и умения, приобретенные на других уроках.
 Не существует универсальной игры, пригодной абсолютно для всех учащихся и классов. Одна и та же игра в разных классах проходит по разному, поэтому необходима ее адаптация к конкретным условиям проведения.
 Игра эффективна лишь в сочетании с другими формами, методами и средствами
Категория: Мои статьи | Добавил: Завуч (16.02.2017) | Автор: Туленкова Н.В. E
Просмотров: 967 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новости

Copyright MyCorp © 2025
Сайт управляется системой uCoz