|
Площадка для публикации материалов педагогов
Из опыта работы "Игровые технологии на уроках математики в начальной школе"
Из опыта работы: «Использование игровых технологий на уроках математики в начальных классах». Цель: Теоретическое обоснование и апробация методики использования игровых технологий как одной из форм организации познавательной деятельности школьников. Задачи: 1.Провести теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности игры. 2.Определить подходы к проблеме исследования. 3.Изучить состояние практики использования игровых технологий в современной школе. 4.Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий. 5.Разработать рекомендации к использованию игровых технологий на уроках математики. ОБЪЕКТ исследования - познавательная деятельность школьников на уроках математики. ПРЕДМЕТ исследования – игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках математики. ГИПОТЕЗОЙ исследования является предположение о том, использования игровых технологий на уроках математики в начальном звене будет способствовать осмысленному усвоению знаний, повышению качества знаний, активизации познавательной деятельности учащихся. Актуальность В настоящее время уделяется большое внимание поиску средств активизации учебного процесса. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Одно из направлений такого поиска связано с разработкой и внедрением учебных игр. Урок математики не имеет ярко выраженной эмоциональной окраски. Восполнить дефицит эмоциональности способна игра. В игре раскрывается потенциал ребенка. Развиваются такие качества, как сообразительность, находчивость, инициатива, организаторские навыки, инициатива. Преимущества урока- игры перед обычным классическим уроком очевидны. Такой урок несет ту же информационную нагрузку, но по своей эмоциональности несравним с обычным уроком Теоретическая база Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. НИИ школьных технологий, 2006 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации пед. кадров/ Е. С. Полат М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2000 (с.80-83) Ремчукова И.Б. Математика:5-8 классы: Игровые технологии на уроках. Учебно – методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ.- Волгоград: Учитель, 2006 год При каких условиях возможно получение стабильно высоких результатов? Применение игровых технологий целенаправленно и в системе. Отбор и конструирование игр в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков. Использование игры в сочетании с другими формами, методами и приёмами, эффективными при изучении нового материала, закреплении или повторении изученного. Чёткая организация игр и игровых моментов. Соответствие игры интересам и познавательным возможностям учащихся; Достижение преобразующего уровня познавательной деятельности для игр с правилами и творческо- поискового уровня для ролевых и комплексных игр. Особенности реализации игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий 1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. 2.Учебная деятельность подчиняется правилам игры. 3. Учебный материал используется в качестве ее средства. 4. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. 5. Успешное выполнение дидактических заданий связывается с игровым результатом Классификация игр 1. Настольные игры а) кроссворды; б) лото; в) чайнворды; г) домино; д) игровые кубики; Особенностью является наличие игрового правила, в котором заключена игровая задача. Развивают воображение, сообразительность, наблюдательность, учат быстро и логично рассуждать. 2. Игры-состязания. Применяются как в учебной, так и во внеурочной работе. Важным мотивом игры является мотив коллективного и индивидуального соревнования в игре. Например: КВН. 3. Викторины. Основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения. 4. Олимпиады. Широкий круг вопросов, затрагиваемых в олимпиадах, способствует приобщению учащихся к самостоятельной работе. 5. Ролевые игры. Предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном в содержании ролевой игры ставятся реальные проблемы. Она успешна в том случае, если учащиеся в ходе игры дискутируют, отстаивают свои взгляды.
Вывод На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, обобщения опыта работы учителей и своего опыта по рассматриваемой в работе проблемы исследования были сделаны следующие выводы: Развитию познавательного интереса к учению способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, т.е. активной познавательной деятельности учащихся. Игра как форма обучения и воспитания стимулирует мотивацию учения, влияет на развитие познавательного интереса и активацию познавательной деятельности, тем самым, формируя положительное отношение учащихся к математике, как к учебному предмету. Разработка игровых уроков - один из аспектов творчества учителя математики. Алгоритм описания игр должен включать: тип и форму, педагогические возможности игры: ориентирование рекомендации по возрастному составу играющих; краткое и поэтапное описание подготовки и хода игры, набор ролей, реквизит. Оптимальными игровыми формами для учащихся 3-4 классов при изучении темы являются познавательные и творческие игры в форме соревнований, путешествий, и т.д. Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность учащихся к участию в игре. Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата. Игровое действие должно опираться на знания и умения, приобретенные на других уроках. Не существует универсальной игры, пригодной абсолютно для всех учащихся и классов. Одна и та же игра в разных классах проходит по разному, поэтому необходима ее адаптация к конкретным условиям проведения. Игра эффективна лишь в сочетании с другими формами, методами и средствами
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Завуч (16.02.2017)
| Автор: Туленкова Н.В. E
|
Просмотров: 967
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|